Виктор Некое, ведущий геолог ОАО «Красноярскгеология», уже много лет профессионально занимается поисками рудного золота в северо-западной части Восточного Саяна. И вот в 1997 году Виктор заметил, что среди отситованного им мелкого золота попадаются крупинки причудливой формы.Виктор Некое, ведущий геолог ОАО «Красноярскгеология», уже много лет профессионально занимается поисками рудного золота в северо-западной части Восточного Саяна. И вот в 1997 году Виктор заметил, что среди отситованного им мелкого золота попадаются крупинки причудливой формы.
Это его заинтересовало, и он решил отложить такие золотинки. В результате ему удалось отсортировать более полутысячи мелких золотинок необычной формы. Среди них особенно много тех, что напоминают людей, меньше — животных (слонов, верблюдов). Еще встречаются буквы — почти вся русская азбука, а также золотинки цифры.
Все крупинки примерно одного размера -от 0,05 до 0,12 миллиметра, плоские и листоватые, цвет золотисто-желтый, степень окатанности слабая и средняя. Вес отдельной золотинки не превышает 0,1 миллиграмма.
Собачьи портреты в золоте
Интересно, что среди наиболее часто встречающихся зооморфных форм можно уверенно рассмотреть известные породы собак: здесь есть овчарки, водолазы, афганы, шпицы, пудели, борзые, а кроме того, много дворняжек. Эти породы (их не менее 30) собачек-золотинок узнаются с первого взгляда. Из крупинок-букв можно складывать слова и даже небольшие фразы. Есть антропоморфные золотинки- человеческие фигурки в разных позах (стоящие, бегущие, сидящие). Кроме этих узнаваемых имеются золотинки неопределенной формы.
Создается впечатление, что это фрагменты женских украшений — бус, подвесок, сережек, только очень мелкие, ни дать ни взять ожерелье для Дюймовочки.
А может быть, это золотые миниатюры, изготовленные древними умельцами? Ведь и в наше время есть любители мастерить миниатюрные копии кораблей, церквушек, создавать очень маленькие книги, в которых на тончайших листочках отпечатан текст.
Ответы скептикам
Мы допускаем, что скептики возразят: «Природа и не такое может сотворить». Мы также допускаем такое возражение: многообразие форм шлихового золота велико, могут быть и такие образования, как эти. Мы согласны, что творчество матушки-природы, а точнее говоря, элементалов (природных духов) — земли, которых в европейском фольклоре называют гномами, и огня (саламандр), — бесконечно разнообразно.
Скептикам-геологам мы рекомендуем обратиться к монографии профессора, доктора геолого-минералогических наук Нины Васильевны Петровской, которая много лет изучала шлиховое золото из всех районов Сибири, Забайкалья, Якутии и северо-востока России. В этом научном труде она классифицирует кристаллы золота так: кристаллы и их сростки, дендриты, прожилковые и цементационные формы, выделения в друзовых полостях, смешанные. Как видим, нет и намека на звероподобные формы или золотинки в виде букв и цифр.
Виктор Некое уверяет, что из всего шлихового золота, которое ему за многие годы довелось видеть в процессе исследования россыпей многих рек Красноярского края, только в добытом из реки Маны (Саяны) он нашел крупинки «звериного» стиля и буквы. Автору этой статьи довелось изучать россыпное золото некоторых рек Сибири, а также Северной Монголии, но ни разу ему не попадались частички, так отчетливо похожие по форме на каких-либо животных, а тем более на буквы или цифры. Вывод напрашивается сам собой: коллекция золотинок геолога Виктора Некоса в своем роде уникальна.
После фотографирования золотинок он вместе с другим шлиховым золотом сдавал их в спецчасть экспедиции, а те — в госбанк. Через несколько лет некоторые кадры с той фотопленки были оцифрованы. Саму пленку дали кому-то посмотреть, и к хозяину она, увы, не вернулась. В компьютере сохранились только три кадра не самого лучшего качества, которые мы и предлагаем вниманию наших читателей.
Часть клада
Давайте все же предположим, что эти золотинки не природного, а искусственного происхождения. А почему бы и нет? Но сразу возникают вопросы. Первый и главный: кто мог изготовить из золота такие мелкие изделия? С какой целью они были созданы? Может быть, это фрагменты микроскопических украшений, бус -что-то вроде ожерелья для Дюймовочки? Интересно, что пропорция между средним ростом современной женщины (1,6 м) и длиной звеньев обычной золотой цепочки (0,4 см) примерно равна соотношению роста Дюймовочки (1 дюйм = 2,54 см) и среднего размера зооморфных крупинок (0,07 мм). Случайно ли это?!
А может быть, перед нами набор магических символов? Ведь большинство из нескольких сотен золотинок коллекции имеет причудливую форму, что-то вроде знаков, которые могут быть понятны лишь специалисту по древним письменам.
И еще вопрос. Сколько подобных золотинок было в той россыпи? Следуя закону вероятности и зная средние размеры сибирских золотоносных россыпей, можно говорить о цифрах с шестью нулями. Иными словами, мы имеем дело с продукцией массового изготовления? Вряд ли. Скорей всего, эта коллекция — часть сравнительно небольшого клада.
А был ли Мальчик-с-пальчик?
Мы не исключаем, что размеры золотинок могут свидетельствовать о том, что на нашей старушке Земле обитали когда-то очень маленькие люди. Вспомните героев европейских сказок: Дюймовочку Ганса Христиана Андерсена, Мальчика-с-пальчика Шарля Перро и лилипутов Джонатана Свифта. Нам могут возразить: мол, все это плод писательской фантазии. Возможно. Однако дыма без огня не бывает.
Согласно некоторым эзотерическим трудам, в тонком теле Вселенной (ноосфере по В.И. Вернадскому) существуют мыслеформы всего того, что было, есть и будет когда-либо на планете и в околоземной части космического пространства. В ноосферу ментально проникают пророки, предсказатели, ясновидящие и черпают оттуда видения прошлого и будущего, которые не сразу становятся понятными их современникам. Вполне возможно, что и сказки об очень маленьких людях родились в головах их авторов не случайно…
Карлик или инопланетянин?
Среди множества традиционных для Центральной Азии антропо- и зооморфных петроглифов был лишь один, изображающий человеческую фигуру с большой круглой головой, рядом с которой находились собачка и обезьянка. Звери были чуть меньше человеческой фигуры. Если предположить, что древний резчик по камню изобразил своих персонажей, соблюдая пропорции, то можно утверждать, что рост человечка был весьма небольшим.
Возможно, это карлик? Но пропорции тела и головы не соответствуют тем, что бывают у карликов. Или это инопланетянин в скафандре с большим круглым шлемом? А изображенное выше этой группы нечто с четырьмя тонкими опорами похоже на посадочный космический модуль. Кого же изобразил на скале древний художник? Это остается загадкой. Но вот если бы такой человечек пожелал сделать для себя золотое украшение, оно, возможно, было бы весьма миниатюрным.
Возможен и другой вариант объяснения мелкого размера золотых изделий из коллекции Виктора Некоса. Давайте вспомним замечательную сказку Н.С. Лескова о русском умельце Левше, сумевшем подковать блоху серебряными подковками и золотыми гвоздиками. Возможно, Левша мог из драгметаллов не только подковки и гвоздики делать.
Кто жил на реке Мане?
Вывод из всего сказанного напрашивается следующий. На территории Восточного Саяна в бассейне реки Маны, скорее всего в период неолита, обитали наши предки славяне, умевшие изготавливать из золота мельчайшие фигурки животных, буквы, цифры. По более фантастической версии, это были очень маленькие человеческие существа, подобные лилипутам из романа Свифта, знавшие русский алфавит (возможно, не только его, так как среди сотен золотинок коллекции есть буквы из других алфавитов) и искусно владевшие ювелирным мастерством.
Судя по хорошей степени сохранности этих золотинок и отсутствию в шлихе подобных артефактов из других металлов Древнего мира -железа и бронзы, — можно предположить, что возраст изделий составляет не менее нескольких тысяч лет. Как известно, ни железо, ни бронза в речных отложениях так долго сохраняться не могут, а золото — запросто! Но мелкие золотинки за более длительный, чем несколько тысяч лет, период времени могли очень сильно истереться, а ювелирные изделия — превратиться в обычные крупинки. Возможно, именно по этой причине исследователи и не распознают в золотинках и самородках необычной формы древние украшения, волею судьбы попавшие много лет назад в речные отложения.
Археологи, наверное, возразят: в бассейне реки Маны нет каких-либо находок (стоянок, городищ, наскальных рисунков), указывающих на проживание там в древние времена людей. Возможно, они и правы. Но тайное рано или поздно становится явным. И мы надеемся, что удивительная находка в манской тайге подтолкнет археологов-сибиряков к тщательным поискам следов древних поселений. Их ждут удивительные открытия!
Александр ТАРАСОВ
«Тайны ХХ века» апрель 2013