Нейроигры или мозг в качестве джойстика

Нейроигры или мозг в качестве джойстика

Сенсорные экраны? Видели. Беспроводные контроллеры? Давно не новость. На прошлой неделе в Сан-Франциско прошла выставка-конференция, посвященная нейроиграм, которые уже называют компьютерными играми следующего поколения.
Сенсорные экраны? Видели. Беспроводные контроллеры? Давно не новость. На прошлой неделе в Сан-Франциско прошла выставка-конференция, посвященная нейроиграм, которые уже называют компьютерными играми следующего поколения.

По словам организаторов мероприятия NeuroGaming 2013 Conference and Expo, аппаратно-программный комплекс, который отслеживает и реагирует на электрические и химические сигналы человеческого тела, сделает для игр то, что в свое время сделала синхронная съемка для кинематографа.

[hide]Нейроигры или мозг в качестве джойстика[/hide]

По словам Зака Линча, руководителя неприбыльной деловой ассоциации Neurotechnology Industry Organization (NIO), представляющей интересы широкого спектра компаний в области нейробиологии, конечной целью проекта является создание новой категории компьютерных игр.

Каждый из участников конференции озвучил свои пути достижения поставленной цели:

— Читающие мысли гарнитуры с датчиками на ухо и лоб.
— Несложные сенсорные экраны с обратной связью.
— Наушники, которые преобразуют низкочастотные звуки в физические вибрации.
— Нейроустройства, интегрированные с носимой потребительской электроникой по примеру очков дополненной реальности и Oculus Rift.
— Экспериментальные датчики оценки эмоционального состояния игрока по измерению уровня рН пота.

В ходе обсуждения выяснилось, что единственным препятствием на пути к поставленной цели являются потребители.

[hide]Нейроигры или мозг в качестве джойстика[/hide]

Большинство потребителей не собирается отдавать свои кровные на экспериментальные однодневные гаджеты. Для этого они должны иметь непреходящую ценность, — говорит главный исполнительный директор NeuroSky Стэнли Янг.

Этот человек знает, что говорит, поскольку именно его компания первой выпустила на рынок потребительский продукт с нейро-компьютерным интерфейсом — Star Wars Force Trainer стоимостью 130 долларов.

Бывший генеральный менеджер GameStop Digital Ventures Крис Петровиц считает, что ситуация не изменится, даже если поменять лексикон:

Независимо от формулировки, мы должны ориентироваться на потребителей. Только не называйте технологию «нейроигровой платформой следующего поколения» или «нейроигровым устройством», продаваться она все равно не будет.

С такой формулировкой люди могут воспринять неизвестную им технологию как вторжение в свое тело. Так поступит каждый.

[hide]Нейроигры или мозг в качестве джойстика[/hide]

Несколько докладчиков и многочисленные слушатели (всего было зарегистрировано 300 участников конференции) сошлись во мнении, что рациональнее применять технологию не в игровой индустрии, а там, где она уже успела прижиться, например, в клинической терапии или в качестве средства обучения детей с психическими расстройствами, такими как СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Проблема еще состоит в том, что большинство «игр разума» слишком примитивны и скучны. Без интересного контента все попытки популяризировать нейроигры сводятся на нет. Если топтаться на месте, то их ждет судьба технологии 3D TV, которая потерпела фиаско, несмотря на большую шумиху и немалые денежные вложения.

[hide]Нейроигры или мозг в качестве джойстика[/hide]

Нейроигры ориентированы на нишу энтузиастов, которые могут испытать технологию на жизнеспособность, подобно тому, как Tesla Roadster заложил фундамент для производства более доступных электромобилей.

Компании-участники конференции мечтают, что однажды они выпустят нейроустройство, которое подружится с потребителями «в один клик», что в 2006-ом сделал беспроводной контроллер Wiimote.

Тем временем, Samsung учит потребительскую электронику читать мысли.

Исследователи из Лаборатории развивающихся технологий Samsung совместно с Рузбехом Джафари, адъюнкт-профессором кафедры электротехники Техасского университета в Далласе изучают способности людей запускать приложения, выбирать адресатов из списка контактов, песни из плейлиста, а также включать и выключать мобильное устройство с помощью мыслей.

Тестирование технологии проводилось с использованием планшетного компьютера Samsung Galaxy Note 10.1. Хотя на сегодняшний день у корейского производителя нет срочных планов по выпуску смартфонов, управляемых силой мысли, предварительные исследования показывают, что интерфейс системы «мозг-компьютер» может помочь инвалидам решать ранее недостижимые задачи, сообщает ресурс Technology Review.

Стоит отметить, что системы регистрации слабых электрических токов, генерируемых корой головного мозга, уже присутствуют на рынке. Например, гарнитура NeuroSky использует метод энцефалограммы для управления видеоиграми и предметами путем мысленной концентрации. Компания Emotiv Systems, в свою очередь, выпустила беспроводной контроллер на голову, который считывает и переносит мимику и эмоции пользователя на виртуального персонажа, улучшая тем самым игру.

В ходе эксперимента исследователи из Samsung и Техасского университета в Далласе отслеживали активность головного мозга людей, которым демонстрировались повторяющиеся зрительные образы. Как выяснилось, испытуемые смогли запускать приложения и делать выбор, концентрируя внимание на иконке, мигающей с определенной частотой.

По словам ученого Роберта Якоба из университета Тафтса, работающего над изучением взаимодействия человека и компьютера, настоящий проект является частью большой работы по поиску новых способов коммуникации с мобильными устройствами по типу смартфонов:

Технология позволяет управлять телефоном, не доставая его из кармана.

Ведущий исследователь Samsung Инсо Ким уверен, что активный поиск новых способов взаимодействия с мобильными устройствами помогает проекту развиваться быстрее.

Еще несколько лет назад единственным устройством ввода информации в мобильный телефон была крошечная клавиатура. Сегодня же взаимодействовать с телефоном можно через голосовые команды, касания, жесты и движения глаз. С новыми способами управлять мобильными устройствами станет еще удобнее, — говорит Ким.

Исследователь признает, что нужны более тщательные исследования. Прежде чем нейрокомпьютерный интерфейс будет реализован в современных мобильных устройствах, пройдет какое-то время. Одной из задач была разработка системы обработки слабых и шумных сигналов, получаемых методом электроэнцефалограммы, с целью последующего использования в мобильном устройстве.

Если классические системы регистрации и анализа электроэнцефалограммы требуют наносить на кожу головы под электродами электропроводящий гель и настраивать устройство в течение 45 минут, то для работы ЭЭГ-системы Samsung не нужен никакой гель, а настройка занимает всего 10 секунд. Однако использовать шапку с электродами и соединительными проводами нужно в обоих случаях.

Сухую ЭЭГ-систему нельзя назвать новой, а качество обработки мозговых сигналов оставляет желать лучшего. Однако исследователи продолжают работать над совершенствованием своей технологии. Если система окажется удобной и практичной в использовании, то конечное устройство управления мобильным устройством силой мысли может выглядеть как повседневный головной убор, к которому все давно привыкли, говорит Джафари.

Отмечается также, что скорость работы системы зависит от конкретного пользователя. Эксперимент показал, что в среднем мысленная команда выполняется за пять секунд с точностью от 80 до 95 процентов.

Мы не можем предсказать, как эта технология изменит наш мир. Но учитывая масштабную поддержку, развитие человеко-машинных интерфейсов неизбежно, — говорит научный работник Samsung.

По прогнозам американской компании IBM, технология управления смартфонами и компьютерами с помощью силы мысли станет мейнстримовой уже через несколько лет.