Новое исследование показало, что видя, как над роботом издеваются или наоборот, обращаются с ним очень ласково, люди реагировали точно так же, как если бы то же самое проделывали с живым человеком.
Новое исследование показало, что видя, как над роботом издеваются или наоборот, обращаются с ним очень ласково, люди реагировали точно так же, как если бы то же самое проделывали с живым человеком.
Мы все чаще подвергаемся воздействию роботов в повседневной жизни, однако, мало, что известно о том, как эти реалистичные машины влияют на человеческие эмоции. В двух новых исследованиях ученые пытались определить, насколько человек откликается во время взаимодействия с роботом на эмоциональном и неврологическом уровне.
В первом исследовании добровольцам показали видео, в одном из которых маленького робота – динозавра обнимали и щекотали, а в другом его били и бросали.
Затем ученые оценивали уровень физиологического возбуждения людей после просмотра видео, записывая проводимость их кожи (мера того, насколько хорошо кожа проводит электричество). Когда человек испытывает сильные эмоции, он больше потеет и проводимость кожи увеличивается.
Добровольцы отметили о переживании негативных эмоций во время просмотра видео о совершении насилия над роботом. Между тем и уровень проводимости их кожи значительно увеличился, показывая таким образом, что они находились в состоянии стресса.
Во втором исследовании эксперты использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ) для визуализации мозговой деятельности участников во время просмотра видео о взаимодействии человека и робота.
Опять уже участникам было продемонстрировано видео человека, робота, и на этот раз неодушевленного предмета, с которым обращались ласкового или грубо.
К примеру, в одном из видео, мужчина избивал женщину и пытался задушить ее полиэтиленовым пакетом. В другом ролике человек проделывал то же самое с роботом.
Ласковое обращение как с роботом, так и с человеком, как показало МРТ сканирование, привело к сходной нейронной активности в областях лимбической системы мозга (система ответственна за обработку эмоций).
Однако, когда добровольцы наблюдали за издевательствами, в этом случае, они больше сочувствовали человеку, а не роботу.
«Мы полагаем, что, в общем, обращение с роботом вызывает практически аналогичную эмоциональную реакцию, как и обращение с человеком», — говорит ведущий автор исследования Астрид Розенталь фон дер Пютен (Astrid Rosenthal-von der Ptten) из университета Дуйсбург Эссен (Universitt Duisburg-Essen) в Германии. «Однако, к человеку у нас пока сочувствия больше».
Тем не менее, ученые оценивали только немедленную реакцию на эмоциональные сигналы. «Мы не знаем, что может происходить в краткосрочной перспективе».
«То, что человек проявляет сочувствие к роботу – это неудивительно, потому как роботы выглядят и ведут себя, как люди или животные», — говорит робототехник Александр Ребен (Alexander Reben), который не принимал участие в исследовании.
Он сам строит небольших картонных роботов, которые вызывают у человека очень приятные чувства.
Некоторые эксперты говорят о сильной относительности наличия у человека эмпатии к роботу. Однако, Ребен рассказывает о тенденциях в развитии роботов, сравнивая их с процессом одомашнивания собак. «Мы делали это на протяжении тысячелетий. Полагаю, что именно это мы сейчас делаем и с роботами».
Люди проявляют сочувствие к роботам в самых различных ситуациях и контекстах. К примеру, солдаты на поле боя оказываются эмоционально связанными с роботами.
Другие исследования показали, что человек проявляет тем больше сочувствия к роботам, чем более реалистичными они кажутся, но не в том случае, если они «слишком человекоподобны».
По мере все большего распространения роботов, понимание взаимодействия между человеком и роботом будет обретать все более важное значение.
Результаты нового исследования будут представлены в июне на конференции Международной коммуникативной ассоциации (International Communication Association Conference) в Лондоне.