В сентябре 2003-го года исследователь древних цивилизаций Андрей Поляков совершил экспедицию на гору Арарат, где по библейскому преданию покоится Ноев ковчег. Фото и видео гигантского образования в форме корабля облетело тогда весь мир.В сентябре 2003-го года исследователь древних цивилизаций Андрей Поляков совершил экспедицию на гору Арарат, где по библейскому преданию покоится Ноев ковчег. Фото и видео гигантского образования в форме корабля облетело тогда весь мир.
В течение следующих десяти лет Поляков провёл несколько удачных экспедиций, которые косвенно подтверждают его версию о существовании параллельной цивилизации «исполинов» в допотопные времена. Однако ключ к разгадке Ноева ковчега, по мнению исследователя, может оказаться в районе другой горы Арарата, которая находится в Сибири…
— Андрей, два последних года только на вашем официальном сайте появлялись скупые сведения о вашей жизни в глухой сибирской тайге. В них почти ничего не говорится о сенсационных находках…
А.П.: На самом деле мы публиковали несколько статей о наших промежуточных этапах. Когда мы приехали в староверческое село с таинственным названием Таяты, мне и моим близким местные жители объяснили, что они не желают повышенного интереса со стороны паломников и туристов. Даже одна маленькая заметка спровоцировала самодеятельную экспедицию на объект нашего интереса – каменный город, который мы назвали Таятскими столбами. Пришлось объясняться, что эти люди ко мне не имеют никакого отношения. Интересно, что их лидер, представляющий себя в роли великого путешественника, привёз группу на обычном рейсовом автобусе.
Но время идёт вперед. Сегодня Таяты заинтересованы в притоке цивилизованных туристов. А мы готовы в этом помочь.
— Как вам пришла в голову идея уехать в тайгу на такое длительное время?
А.П.: Несколько лет назад ко мне в Москву приехал давний знакомый Владимир Янковский, сменивший политическую и административную карьеру на жизнь в уютном таёжном селе. Он знал о моих экспедициях на Арарат, в Нахичевань и на Байкал, и рассказывал, что таятские горы хранят в себе много легенд. Они показались мне интересными, хотя и не бесспорными. Честно говоря, в мои планы не входило ехать в тайгу.
Но однажды Владимир Михайлович выложил свой последний аргумент. «А ты знаешь, что настоящий Арарат находится рядом с селом Каратузское?», — многозначительно спросил он. В качестве подтверждения Янковский показал мне карту, где действительно была указана гора с таким названием. Пришлось поменять свои планы. Но я прекрасно понимал, что одним наскоком ничего найти не удастся. Тогда было принято решение — отправиться в Сибирь на три года.
— Сложно было привыкать к жизни в деревне?
А.П.: Принципиально новым был только климат. У нас дача в Подмосковье и родовое поместье под Калугой. И там, и там приходилось работать на земле. Это всё было, как-бы, между прочим. Конечно, на родине быт был более комфортным. А в Таятах мы купили крестовой староверческий дом, которому только по документам было 70 лет. Навели в нём порядок, посадили огород. Стали много общаться с жителями, и снимать всё вокруг. Таяты расположены на берегу мощной реки Казыр, в долине, окружённой горами. Можно сравнить с Альпами, только гораздо красивее.
Каменный город. Фото предоставлено Светланой Мельниковой
— Местные жители чем-то отличаются от других людей?
А.П.: Таяты около 200 лет назад основали староверы, которые пришли сюда из европейской части России. Судя по легендам, вожаки вели первопроходцев в уникальные места, которые станут основой нового мира. До 1990-х годов староверы, как им положено, максимально жили обособленно. Но постепенно и сюда дотянулась цивилизация, которая во многом нарушила вековой уклад. К тому же на плодородные земли положил глаз «Норильский никель», который разбил здесь огромное подсобное хозяйство.
Но в 1993-м году оно было свернуто. Те, кто втянулся в денежные отношения, неожиданно оказались без работы. Именно в это время сюда потянулись первые последователи Виссариона, к которым сначала относились настороженно, но потом произошла интересная смычка между представителями старой и новой веры. Интересно, что и те и другие не пьют, не курят и не сквернословят. Всё это, помноженное на трудолюбие, сделало это село уникальным.
Такого количества новых домов, наверно, нет во всём Красноярском крае. Интересно, что третья волна — это представители обеспеченных слоев Красноярского края и Хакасии, которые нашли здесь себе душевный покой. Многие называют Таяты новой Рублёвкой, но мне кажется, правильнее было бы называть их Раем на Земле. Тем более что в шести километрах от села находится урочище Бурундат, где стоял женский староверческий скит вплоть до 1970-х годов. Я был во многих святых местах на Земле, но это место просто удивительное!
— Кто основал скит?
А.П.: По легенде, там жил монах-отшельник. Но во время гражданской войны к нему присоединились вдовы белых офицеров, убитых красными. Они жили полностью от рук своих. Много молились. К ним время от времени в 1930-е годы наведывались представители из НКВД, но не трогали отшельниц, которые, по рассказам, откупались мелкими драгоценностями. За старинными книгами охотился писатель Алексей Черкасов. Одна из послушниц жива до сих пор. Но живёт в селе Молиновка рядом с Таятами.
— От монастыря что-то осталось?
А.П.: Нет. Только поваленные временем кресты с погоста. Когда я их увидел, что-то перевернулось в моей душе. Я всю ночь не спал, а утром решил поставить в память о великих женщинах поклонный крест. Мы его соборно установили. Через год сделали табличку «Хранителям Святости от благодарных потомков».
— Но давайте вернёмся к цели вашей экспедиции…
А.П.: А мы от неё далеко и не уходили. Цель всех без исключения наших экспедиций — сохранение памяти о наших легендарных предках — от Ноя до отшельниц Бурундата, монастырь которых, кстати, находился у подножия гор, на которых раскинулся каменный город.
— Это искусственное образование?
А.П.: Когда мы туда попали в первый раз, мнения разделились. Одни считали, что он появился не без сторонней помощи. Другие уверены, что это природное образование.
— Вы лично какой точки зрения придерживаетесь?
А.П.: Природной. Но… Есть там нечто, что меня сильно заинтересовало. Если мои догадки подтвердятся, то мы получим ключ к разгадке многих тайн древности, вокруг которых идут споры на протяжении тысячелетий. Думаю, в этом году мы сможем добиться своей цели.
— В начале беседы вы упомянули Арарат. Он связан каким-то образом с каменным городом? Кто и когда дал название этой горе?
А.П.: Я думаю, что всё это взаимосвязано. У местных краеведов есть четыре версии происхождения названия Арарат, но все они, на мой взгляд, не имеют под собой никакой реальной почвы. Еще в 1960-х годах красноярский журналист проводил расследование. Он сам почти запутался в своих выводах, но у него чётко прослеживалась мысль, что название существовало до прихода сюда переселенцев.
— Какова ваша точка зрения по этому поводу?
А.П.: Думаю, название очень древнее. В Ветхом завете, как известно, Ной причалил к Араратским горам. У армян Арарат называется Масис. Некоторые армянские ученые утверждают, что их этнос сложился в результате слияния коренного населения, представители которого были высокого роста с белыми волосами и голубыми глазами, и пришлого аравийского племени.
Речь идет о некоей цивилизации, известной под разными именами, представители которой заселяли условную полосу в Эпоху Бронзы от современного Владивостока до Карпат. Поэтому, какой Арарат был первичен, а какой вторичен — вопрос без ответа. Кстати, в Хакасии также есть гора с одноименным названием. Кроме того, в этих сибирских местах встречается много мест с санскритским происхождением.
— Может быть, и Ноев ковчег стоит искать в Сибири, а не в Турции?
А.П.: Дело в том, что допотопная цивилизация была очень развитая. Она обладала мощным флотом, гигантские корабли которого бороздили моря и океаны. Ной нанимал для постройки ковчега кораблестроителя, но строился он по особым чертежам и специальной технологии. Поэтому после Всемирного потопа легендарный корабль мог легко сохраниться в окрестностях турецкого Арарата.
А в Сибири вполне могло остаться какое-то иное древнее судно, построенное на тех же принципах. Но суть Арарата не в нахождении на нём ковчега, а в символе спасения человечества. И если когда-то вокруг одного Арарата сначала зародилась, а затем и возродилась наша цивилизация, то почему у другого Арарата не зародится новая, более совершенная цивилизации?