Быть дураком полезно!

Быть дураком полезно!

«Почему люди так глупы?» — таким вопросом мы нередко задаемся, рассуждая о войнах, политике или несправедливости мира. «Ну почему я такой дурак!» — восклицаем, допустив досадную промашку. Что такое глупость с точки зрения науки? Почему глупым людям удается выживать, несмотря на недостаток ума? Есть ли у умного человека слабые стороны?Быть дураком полезно!

«Почему люди так глупы?» — таким вопросом мы нередко задаемся, рассуждая о войнах, политике или несправедливости мира. «Ну почему я такой дурак!» — восклицаем, допустив досадную промашку. Что такое глупость с точки зрения науки? Почему глупым людям удается выживать, несмотря на недостаток ума? Есть ли у умного человека слабые стороны?

Представители вида homo sapiens привыкли считать себя самыми умными на планете. Мы обрели способность к самопознанию, речь, изобрели орудия труда и додумались до сложной техники, покорив природу. Но если ум — эволюционное преимущество, но почему все люди не одинаково умны? Есть те, кто умнее, и те, кто заметно менее развит интеллектуально. Как последним удалось выжить? Или у умного человека тоже есть свои слабые стороны?

Прежде всего, нужно признать, что все существующие определения глупости весьма субъективны. В быту мы называем неумным человека который, по нашему мнению, ведет себя неразумно, нелогично. Но здесь можно предположить, что мотивы его поступков могут быть нам не до конца ясны.

К примеру, у вас строгий начальник на работе, который не терпит, чтобы кто-то покидал рабочее место до конца рабочего дня. И вот вы видите, что кто-то из сотрудников собирает вещи и уходит раньше положенного. Вам может показаться, что человек ведет себя неумно: если узнает босс, у него наверняка будут неприятности.
Однако если вам скажут, что этот человек уходил именно по поручению начальника, картина сразу изменится — сотрудник проявил себя дисциплинированным и исполнительным, а у вас просто не хватало информации, чтобы адекватно оценить его поступок.

Пословицы и поговорки приписывают «дураковатость» и тем людям, которые не вписываются в существующие социальные нормы: «Смех без причины — признак дурачины», «Дуракам закон не писан». Но нестандартность далеко не всегда ведет к неудачам, иногда она -отличительный признак выдающихся, гениальных людей: изобретателей, творцов, лидеров.

Существует и теория, гласящая, что современное общество весьма удобно для дураков — то есть с течением времени человечество не умнеет, а глупеет. Джеральд Крабтри из Стэнфордского университета (США) утверждает, что современная цивилизация порождает дураков. Дело в том, что задачи, которые каждый человек должен был решать в течение своей жизни в прошлом, больше не актуальны.

Вам не нужно уметь объезжать лошадь, готовить обед на десять персон, выращивать и собирать урожай, охотиться, самостоятельно строить дом. Общество стало более кооперативным, и каждый из нас может уметь справляться лишь с узким кругом обязанностей: сиди себе за компьютером и пиши, или считай цифры — и ты будешь процветать, несмотря на неумение добывать еду и строить себе жилище. Таким образом, уверяет Крабтри, современные люди день ото дня глупеют. Простой человек из раннего Средневековья сейчас показался бы нам невероятно сообразительным.

Непонятно, правда, как в теорию Крабтри вписывается необходимость современных людей поспевать за стремительно развивающимся техническим прогрессом, осваивать технологические новинки, и делать массу жизненных выборов, от которых человек XII, к примеру, века был избавлен в силу большей структурированности общества. Однако нельзя не признать, что в его теории есть рациональное зерно.

Другие эволюционисты задумываются над тем, что, если не все люди одинаково умны — значит, высокий интеллект уравновешивается некими минусами, снижающими адаптивность. Действительно, высокий уровень творческих способностей часто сочетается с неврозом у их обладателя, а высокий интеллект коррелируется с суицидальностью. Самоубийства чаще всего совершают люди с высшим образованием. Выходит, глупые люди сильнее морально — их не одолевают постоянные сомнения и беспокойство, экзистенциальные терзания им чужды — и это уравнивает их шансы с точки зрения эволюции.

Попытки измерить интеллект на протяжении всей истории науки увенчивались лишь относительным успехом. Понятие IQ (, коэффициент интеллекта), впервые сформулированное в начале XX века, позволяет установить лишь очень приблизительный уровень умственных навыков человека. Тест IQ содержит типизированные задания, в выполнении которых легко натренироваться. Большую погрешность привносят болезни вроде дислексии или дискалькулии, обладатели которых могут оказаться очень умными и даже гениальными в других областях. «Скорее всего, я с треском провалю тест на интеллект, который подготовит мне индеец XVIII века из племени сиу», — шутит Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США).

Нисбетт также добавляет, что показатель IQ чаще всего демонстрирует способность индивида справляться с абстрактными (притом, добавим, абсолютно стандартизированными) заданиями. Если вы математик или экономист, абстрактное мышление действительно позволит вам добиться успеха. Но механик или медсестра могут быть совершенно гениальным в своей области, не обладая способностью решать абстрактные задачи. Последнее время популярность получает теория множества видов интеллекта, куда включены также моторный, эмоциональный, коммуникативный, музыкальный интеллект и тому подобные подвиды — включая даже сексуальный.

Менеджер, обладающий аналитическим умом, может не иметь и зачатков эмоционального интеллекта — и при повышении ему предпочтут человека, который умеет работать в команде и ладить с вышестоящим начальством. Даже если последний менее компетентен. Механик из примера выше, скорее всего, обладает развитым моторным интеллектом, при этом может быть совершенно глупым в плане вербальных навыков.

С точки зрения психологии способность людей совершать выдающиеся глупости коренится в их бессознательных устремлениях. В последнее десятилетие американские психологи разработали понятие «самосаботаж», которое обозначает, что человек подводит сам себя. Обычно такое поведение свидетельствует о скрытом конфликте мотиваций. К примеру: перед важным собеседованием на хорошую должность с высоким окладом кандидат идет с друзьями в бар и напивается. Естественно, на работу его не берут.

Совершил ли он глупость? Несомненно. Но на сеансе у психолога выясняется, что мать этого мужчины всегда твердила ему: «Честным трудом много денег не заработаешь». Получается, что глупым на первый взгляд поступком он избавил свою психику от сильнейшего внутреннего конфликта, последствия которого, возможно, были бы хуже, чем фиаско на собеседовании.

У испанского психолога и философа Хосе Антонио Марины, автора книги «Поверженный разум. Теория и практика глупости», вышедшей недавно на русском языке, свой взгляд на глупость. Он вывел собственную теорию, согласно которой глупость рассматривается не как недостаток ума, а как неумение им пользоваться.

Испанский специалист делит ошибки, которые совершают люди, на несколько наиболее распространенных типов: когнитивные, аффективные, коммуникативные. К когнитивным ошибкам, к примеру, относятся предубеждение, догматизм, фанатизм и суеверия, к аффективным — неправильная интерпретация собственных чувств (возможно, вы чувствуете скуку на работе из-за неумения мотивировать себя, а не из-за того, что сама работа вам не подходит).

Словом, видов глупости столько же, сколько и людей. И если вы замечаете ее у окружающих, то не стоит считать, что вы сами ей не подвержены. Определения ума и глупости, как можно видеть, более чем субъективны.