В перечень VIP-гостей, навещавших Крым, уже впору вносить… инопланетян — настолько часто ссылаются здесь на их «документально подтвержденный визит». Речь идет о необычных рисунках на скалах и в пещерах от плато Чатыр-дага до Мангупа.В перечень VIP-гостей, навещавших Крым, уже впору вносить… инопланетян — настолько часто ссылаются здесь на их «документально подтвержденный визит». Речь идет о необычных рисунках на скалах и в пещерах от плато Чатыр-дага до Мангупа.
Время от времени в Крым приезжают российские и украинские уфологии и контактеры с инопланетным разумом, которые торжественно «открывают» и «находят» одни и те же изображения.
«Сенсационное открытие сделали в Крыму запорожские уфологии. В одной из пещер горного массива Чатыр-даг они обнаружили наскальные рисунки. Среди изображений исследователи аномальных явлений разглядели летающую тарелку. Удивительные рисунки были обнаружены в Холодной пещере. На одной из стен художники каменного века запечатлели эллипсоидный предмет с лучами, вокруг которого танцуют странные человечки», — это цитата из сообщения, растиражированного СМИ в 2006 году.
Примерно такие же «сенсации» всплывали и в 2008-м, и в феврале 2010 года: «Таинственные символы обнаружены в одной из крымских пещер. Один из рисунков представляет собой человека, управляющего сложным механическим устройством с колесами. Первобытные люди не могли обладать подобными устройствами, следовательно, здесь запечатлена внеземная техника». В общем, даже скептикам крыть нечем: что-то эдакое первобытные художники таки запечатлели, и земное объяснение действительно найти затруднительно.
На самом деле рисунки, как объяснил заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Таврического национального университета, декан исторического факультета Александр Герцен, только производят впечатление древних. Им всего-то около сорока лет. Те, что сделаны на открытых участках скал, быстро заветриваются — в наше время процесс этот идет намного быстрее из-за промышленных выбросов, а те, что в пещерах, подвергаются воздействию влаги.
Еще живы крымчане, на памяти которых бродил в конце 60-х годов прошлого века по крымским горам художник, вырезавший и рисовавший в разных местах необычные фигуры и даже целые галереи картинок. То ли он так самовыражался, то ли хотел подшутить над потомками, но цели достиг: его творчество будоражит воображение потомков, на нем выстроены десятки теорий, «доказывающих», что пришельцы когда-то высаживались именно в Крыму.
«Бабочки» на Караби-яйле
Недалеко от горы Иртыш, на Караби-яйле, туристам показывают «каменных бабочек»: выложенные на ровной площадке четыре каменных знака размером примерно пять на восемь метров, а вокруг них небольшие углубления.
«В манере исполнения этих фигур угадывается небрежность, поспешность: камни в кладке разные по величине — явно собрано то, что лежало поближе, под рукой. О симметрии особенно не заботились, о долговечности тоже: камни укладывали прямо на поверхность земли. Часть их глубоко утонули в почве, что является доказательством древности памятника. Обо всем остальном памятник молчит. Если бы мы искали доказательства пребывания на Земле инопланетян, можно было бы приписать создание этих «бабочек» пришельцам из космоса, принять их за «посадочные знаки», — это рассказывает «Путеводитель по Караби» Б. Чупикова, изданный в 1988 году.
В общем, скромный намек на пришельцев эффект тогда возымел просто убойный, такое уж было время: влет расходились книги об НЛО, журналы обзаводились рубриками «Удивительное рядом», на телепередачи приглашали криптозоологов и специалистов по контактам с внеземным разумом. В общем, крымские «бабочки» стали чем-то вроде ответа загадочным рисункам в пустыне Наска — дескать, и мы не обделены вниманием из космоса!
Сегодня знаки на Караби-яйле преподносятся не только как древние сигналы на посадочной полосе для летающих тарелок. Например, туристам рассказывают, что именно так помечали границы своих владений древние обитатели этих мест, что знаки были частью крупного ритуального комплекса. В свет даже чуть не вышла научная статья о том, что знаки были выложены в XIII — XIV веках как указатели для караванов, продвигавшихся по Крыму. С чего, правда, им тащиться через Караби, когда рядом имелись более удобные перевалы и дороги, не совсем понятно.
«Бабочки» действительно были сделаны людьми, но относительно недавно, в 1948 — 1949 годах. Александр Герцен об их происхождении знает из первых уст: от человека, который непосредственно участвовал в создании каменных знаков. На Караби-яйле в то время был разбит артиллерийский полигон, где военные отрабатывали прицельное бомбометание. Батарея должна была стрелять по закрытым целям, выявляя их акустическими методами. Специальное устройство улавливало звуки взрывов (их имитировали тротиловые шашки), и орудия открывали огонь. На полигоне была создана ложная артиллерийская позиция, имитирующая четыре «вражеские батареи», те самые «бабочки», выложенные солдатами. Оказывается, сохранилась даже документация о создании полигона. Так что каменные знаки действительно можно назвать памятниками — только не археологическими, а историческими, символизирующими начало «холодной войны».
Рунный камень
Четырнадцать лет назад во время раскопок городища Кимерик на горе Опук, что в Ленинском районе, археологи обнаружили известняковую плиту. Мимо нее, собственно, не раз проходили и туристы, и члены экспедиции. Краешек, на котором был высечен крест, высовывался из каменной кладки: когда-то из разномастного материала было сооружено что-то вроде укрытия для скота в пещере. Плиту считали старым надгробием, использованным как стройматериал, и внимательно рассмотрели уже после того, как кто-то из туристов разрушил старую кладку. Оказалось, что в руках — настоящая сенсация: под заключенным в крест кругом были высечены четыре рунических знака, ничего подобного раньше в Крыму не находили.
Кусок известняка датировали концом IV века, назвав свидетельством процесса перехода готских племен, уже обосновавшихся в Крыму, в христианство. Надпись же на плите оказалась нечитаемой: то есть каждый из знаков в отдельности пытались расшифровывать — и то по этому поводу спорили. В первых публикациях о руническом камне предлагалась версия магической формулы: якобы плита стояла на месте, где вершили суд, и знаки должны были помешать чужой ворожбе и содействовать установлению справедливости.
Сейчас специалисты относятся к рунному камню если не скептически, то осторожно, с большой степенью вероятности считая его подделкой. Знаки, похожие на руны, могли высечь в не такие уж далекие времена — например, в позапрошлом веке.
В конце концов, на полуострове всегда находились и любители пошутить, и люди, настолько фанатично увлекшиеся собственной трактовкой истории, что под нее подгоняли материальные доказательства. Можно вспомнить хотя бы знаменитого Авраама Фирковича, считавшего, что караимы на полуострове появились за пять веков до рождества Христова. Доказывал он свою правоту, в числе прочего, изменяя даты на старых надгробиях кладбища у подножия Чуфут-кале, подчищал он и древние рукописи. Он внес такой «вклад» в науку, что ученые до сих пор сомневаются в подлинности многих документов, прошедших через его руки.
Динозавры здесь не неслись
Если когда-нибудь услышите в рассказе о крымских достопримечательностях: «здесь нашли кости динозавров» — не верьте. Как правило, подобные байки построены на слухах, действительно связанных с обнаружением останков древних животных, но к господствовавшим в мезозойскую эру рептилиям они не имеют никакого отношения. В те времена, когда они водились, Крым находился под водой, следовательно, сухопутных гигантов здесь просто не было, и по понятным причинам останки морских не могли бы сохраниться. Это же относится и к сообщениям о «яйцах динозавров» — за них энтузиасты нередко принимают природные минеральные образования округлой формы, иногда даже достоверно имитирующие скорлупу.
А вот кости древних млекопитающих в Крыму находили и продолжают находить: например, на побережье в окрестностях Керчи можно встретить останки дельфинов, китов, тюленей, живших десятки тысяч лет назад. Ученые достаточно хорошо изучили, какие животные водились тогда в горном и предгорном Крыму, — останки пещерных медведей, шерстистого носорога, мамонтов, сайги, диких лошадей, саблезубого тигра и многих других зверей в разное время обнаруживали и в пещерах, на местах палеолитических стоянок.
Кстати, тема костей одна из самых любимых у тех, кто любит передергивать и вольно истолковывать факты. Сколько в Интернете гуляет баек — как, например, о «пещерах, набитых человеческими костями, свидетельствующими о массовых убийствах»! На самом деле в пещерных городах Крыма из-за дефицита мест для отдельных могил практиковалось повторное захоронение в «костехранилищах», оссуариях. Останкам умершего давали возможность дозреть до скелетированного состояния, а затем извлекали их и ссыпали в специальные помещения или крупные ямы. Запах там (и вокруг), конечно, стоял еще тот, но несколько столетий назад крымчане не были так брезгливы, как мы.
crimea.vgorode.ua