Как далеко зашли технологии развития искусственного интеллекта (ИИ)? Задавшись этим вопросом, специалисты из Иллинойсского университета в Чикаго (США), испытали одну из наиболее передовых систем электронного разума — комплекс ConceptNet 4, разработанный в Массачусетском технологическом институте.
Как далеко зашли технологии развития искусственного интеллекта (ИИ)? Задавшись этим вопросом, специалисты из Иллинойсского университета в Чикаго (США), испытали одну из наиболее передовых систем электронного разума — комплекс ConceptNet 4, разработанный в Массачусетском технологическом институте.
Для проверки «умственных способностей» ConceptNet 4 систему подвергли тесту Векслера по исследованию интеллекта у детей от четырёх до шести с половиной лет. Правда, использовалась только вербальная часть программы, включающая задания по изучению общей осведомлённости, понятливости, концентрации внимания, лёгкости оперирования числовым материалом, способностей к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Кроме того, оценивалось понимание и умение определять содержание слов.
Как оказалось, коэффициент интеллекта (IQ) у машины сопоставим с уровнем развития четырёхлетнего ребёнка. Компьютер хорошо справляется со словарными тестами и заданиями на определение подобий. А вот с более сложными проверками, требующими осмысленного понимания и ответа на вопросы «почему», есть проблемы.
Робер Слоан (Robert Sloan), профессор Иллинойсского университета и автор исследования, подчёркивает, что результаты ConceptNet 4 весьма неравномерны для различных групп заданий. Если бы речь шла о ребёнке, это было бы сигналом о задержке в развитии и проблемах со здоровьем.
Главная трудность, с которой сталкиваются ИИ-системы, заключается в отсутствии здравого смысла, поясняет г-н Слоан. Для человека, который постоянно контактирует с окружающим миром, многие вещи настолько очевидны, что о них даже не приходится задумываться. Да, компьютер может знать о температуре замерзания воды, но он, в отличие от нас, не понимает, каков лёд на ощупь.
Иными словами, ИИ-разработкам ещё очень далеко до людей, поскольку они попросту не могут окунуться в реальную жизненную обстановку, которая, по сути, представляет собой многогранную обучающую среду. А потому электронный разум не может соперничать даже с детьми 6–8 лет, не говоря уже о взрослых.
Результаты исследования будут представлены 17 июля на Конференции по искусственному интеллекту в Беллвью (Вашингтон, США).